Родители молодоженов, шафер, подруга невесты, жених и невеста по сложившейся традиции свадебного торжества произносят проникновенные речи. Ну а гости провозглашают «официальные» тосты: за жениха и невесту, за их родителей, за счастье новобрачных. Между тем у многих такие публичные выступления, пусть даже и короткие, вызывают волнение. Итак, готовимся произнести речь, как…

Дата публикации: 04.10.2016

Как Цицерон и Черчилль

По легенде великий оратор древности Цицерон к своим блестящим публичным речам готовился долго и тщательно, потому что без подготовки не мог произнести ни слова. Другой кладезь афоризмов — Уинстон Черчилль говорил, что произнести публичную речь длительностью на час сможет любой простак, а к пятиминутному выступлению нужно начинать готовиться по меньшей мере за месяц и иметь базу под названием «жизненный опыт».

winston-churchill-speech.jpg
Иными словами, лучше составить речь заранее, по старинке — на бумаге. Мы не будем рассказывать, как написать текст — в этом поможет уже упомянутый выше «жизненный опыт», то есть искреннее, теплое отношение к «объекту» вашей речи. Скажем лишь, что не стоит брать заготовки из массово тиражируемых в Сети сборников а ля «10 лучших речей шафера» или «100 веселых тостов на свадьбе».

Как Демосфен

Знаменитый оратор Демосфен учил, что «самое важное в искусстве речи — это, во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение, и, в-третьих, произнесение». И он знал, что говорил, ибо природа наделила его вялой дикцией и слабым голосом, над которыми ему приходилось работать. То есть важнее того, что вы скажете, будет то, как вы это скажете — с какими интонацией, дикцией, темпом и громкостью. Итак, работаем над техникой речи.

Но не спешите, как Демосфен, набирать камешки в рот и говорить, пытаясь перекричать шум моря, срочно брать уроки актерского мастерства и дикции, как Маргарет Тэтчер, или же спешно пересматривать фильм «Король говорит!» с душками Колином Фёртом и Джеффри Рашем. Вполне достаточно будет несколько раз прочитать речь вслух перед зеркалом, одновременно записывая ее на диктофон. Так вы сможете понять, насколько красивый и гладкий «бумажный» текст легок в запоминании и произнесении, расставить смысловые интонационные акценты. Практика показывает, что лучше всего — короткие предложения, не обремененные многочисленными причастными и деепричастными оборотами. Делайте паузы и не глотайте окончания слов.

Не как товарищ Огурцов

«Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок», — эта фраза начальника дома культуры товарища Огурцова из кинофильма «Карнавальная ночь» уже стала крылатой. Если вы не хотите устать сами и утомить слушателей, то идеальный хронометраж для речи на свадьбе — не более 4–5 минут, для тоста — не более 3 минут. Установить хронометраж выступления поможет все та же диктофонная запись.

И чтобы действительно не превратиться в «докладчика», постарайтесь не читать всю речь по бумаге. Если школьные навыки заучивания наизусть утрачены, а в импровизации вы не сильны, то выпишите ключевые моменты на «шпаргалку», которую можно изящно спрятать в красивой папке. Пусть эта папка символизирует торжество момента и ваше ответственное отношение к произносимому.

Как Станиславский

Согласно знаменитой системе Станиславского актер лучше играет, если думает не о реакции публики на его выступление, а об исполняемой роли. Поэтому не бойтесь показаться неловкими, смущенными и растерянными. Полностью погрузитесь в те слова, что вы хотите произнести. Ведь за словами — ваши чувства. Ради них вы, собственно, и составляли эту речь, готовили тост и вообще сподобились на несвойственную прежде роль оратора. Психологи рекомендуют такой прием: вообразить, будто ваша аудитория — слепоглухонемые люди, которые не могут увидеть ваше покрасневшее от волнения лицо, услышать легкое запинание и сочувственно покивать в ответ. Но при этом установите визуальный контакт с теми, к кому ваши слова обращены.

Шерлок.jpg
Помните эпизод из английского сериала про Шерлока Холмса с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли, когда Шерлок на свадьбе Ватсона начал речь шафера немногообещающими словами «Леди и джентльмены! Родственники и друзья! И… хм… другие… хм… прочие»? Итак, в заключение несколько практических советов, как справиться с волнением, избежать «хм», «прочих» и легкого заикания.

1. Примите осанку уверенного человека: прямая спина, расправленные плечи, ноги на ширине плеч.
2. Несколько раз глубоко вздохните перед тем, как начать говорить. Дело в том, что волнение вызывает спазм определенных мускулов, из-за которого легкие плохо снабжаются кислородом, и голос превращается в скрип или писк.
3. Если голос задрожал, добавьте немного громкости, и дрожь пройдет.
4. Если появились запинки, паузы, скороговорка — сбавьте темп речи, сделайте его размеренным.
5. С помощью визуального контакта вовлекайте в свое выступление как можно больше людей. Особенно если это тост, к которому должны присоединиться все. Улыбки и одобрение помогут справиться с волнением.

Текст: Александра Шапиро

Свадебная оратория, или Как не запнуться, поздравляя новобрачных
e115b2ca
[an error occurred while processing the directive]