Родители молодожёнов, шафер, подруга невесты, жених и невеста по сложившейся традиции свадебного торжества произносят проникновенные речи. Ну а гости провозглашают «официальные» тосты: за жениха и невесту, за их родителей, за счастье новобрачных. Между тем у многих такие публичные выступления, пусть даже и короткие, вызывают волнение. Итак, готовимся произнести речь.

Дата публикации: 18.04.2018

Подготовка

По легенде, великий оратор древности Цицерон к своим блестящим публичным речам готовился долго и тщательно, потому что без подготовки не мог произнести ни слова. Другой кладезь афоризмов — Уинстон Черчилль говорил, что произнести публичную речь длительностью на час сможет любой простак, а к пятиминутному выступлению нужно начинать готовиться по меньшей мере за месяц и иметь базу под названием «жизненный опыт».

Иными словами, лучше составить речь заранее, по старинке — на бумаге. Мы не будем рассказывать, как написать текст, — в этом поможет уже упомянутый выше «жизненный опыт», то есть искреннее, тёплое отношение к «объекту» вашей речи. Скажем лишь, что не стоит брать заготовки из массово тиражируемых в Сети сборников а ля «10 лучших речей шафера» или «100 весёлых тостов на свадьбе».

Роль оратора

Согласно знаменитой системе Станиславского, актер лучше играет, если думает не о реакции публики на его выступление, а об исполняемой роли. Поэтому не бойтесь показаться неловкими, смущёнными и растерянными. Полностью погрузитесь в те слова, что вы хотите произнести.

Stanislavsky_1935.jpg

Ведь за словами — ваши чувства. Ради них вы, собственно, и составляли эту речь, готовили тост и вообще сподобились на несвойст­венную прежде роль оратора. Психологи рекомендуют такой приём: вообразить, будто ваша аудитория — слепоглухонемые люди, которые не могут увидеть ваше покрасневшее от волнения лицо, услышать лёгкое запинание и сочувственно покивать в ответ. Но при этом установите визуальный контакт с теми, к кому ваши слова обращены.

Техника речи

Знаменитый оратор Демосфен учил, что «самое важное в искусстве речи — «это, во­первых, произнесение, во­вторых, произнесение и, в­третьих, произнесение». И он знал, что говорил, ибо природа наделила его вялой дикцией и слабым голосом, над которыми ему приходилось работать. То есть важнее того, что вы скажете, будет то, как вы это скажете — с какими интонацией, дикцией, темпом и громкостью. Итак, работаем над техникой речи.

20132912-bene1.jpg

Но не спешите, как Демосфен, набирать камешки в рот и говорить, пытаясь перекричать шум моря, срочно брать уроки актёрского мастерства и дикции, как Маргарет Тэтчер, или же спешно пересматривать фильм «Король говорит!» с душками Колином Фёртом и Джеффри Рашем. Вполне достаточно будет несколько раз прочитать речь вслух перед зеркалом, одновременно записывая её на диктофон. Так вы сможете понять, насколько красивый и гладкий «бумажный» текст лёгок в запоминании и произнесении, расставить смысловые интонационные акценты. Практика показывает, что лучше всего использовать короткие предложения, не обременённые многочисленными причастными и деепричастными оборотами. Делайте паузы и не глотайте окончания слов.

Хронометраж

«Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок», — эта фраза начальника дома культуры товарища Огурцова из кинофильма «Карнавальная ночь» уже стала крылатой. Если вы не хотите устать сами и утомить слушателей, то идеальный хронометраж для речи на свадьбе — не более 4–5 минут, для тоста — не более 3 минут. Установить хронометраж выступления поможет всё та же диктофонная запись.

И чтобы действительно не превратиться в «докладчика», постарайтесь не читать всю речь по бумаге. Если школьные навыки заучивания наизусть утрачены, а в импровизации вы не сильны, то выпишите ключевые моменты на шпаргалку, которую можно изящно спрятать в красивой папке. Пусть эта папка символизирует торжество момента и ваше ответственное отношение к произносимому.

Помните эпизод из английского сериала про Шерлока Холмса с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли, когда Шерлок на свадьбе Ватсона начал речь шафера немногообещающими словами: «Леди и джентльмены! Родственники и друзья! И… хм… другие… хм… прочие»? Итак, в заключение несколько практических советов, как справиться с волнением, избежать «хм», «прочих» и лёгкого заикания.

1. Примите осанку уверенного человека: прямая спина, расправленные плечи, ноги на ширине плеч.

2. Несколько раз глубоко вздохните перед тем, как начать говорить. Дело в том, что волнение вызывает спазм определённых мускулов, из-за которого лёгкие плохо снабжаются кислородом, и голос превращается в скрип или писк.

3. Если голос задрожал, добавьте громкости, и дрожь пройдёт.

4. Если появились запинки, паузы, скороговорка — сбавьте темп речи, сделайте его размеренным.

5. С помощью визуального контакта вовлекайте в выступление как можно больше людей. Особенно если это тост, к которому должны присоединиться все. Улыбки и одобрение помогут справиться с волнением.

Свадебный спич, или Как без запинки поздравить новобрачных
e115b2ca
[an error occurred while processing the directive]